Доброго времени суток.
Вчера завершился показ телевизионного сериала "Анна Каренина" снятый по мотивам легендарного и всемирно известного романа Льва Толстого. Честно говоря, я не отношу себя к почитателям данного произведения. Безусловно, это та самая "золотая классика", которая является олицетворением литературы 19 века, но она для ценителя.
Нашумевшая реклама заставила меня посмотреть новую экранизацию книги.
Я уже неоднократно видела различные кинематографические трактовки "Анны Карениной", начиная от фильма 2009 года с участием харизматичного Олега Янковского и Татьяны Друбич (впрочем, 49-летняя актриса в образе молодой 27-28-летней девушки мне не понравилась, но свою роль она сыграла хорошо), а так же советская экранизация 1967 года с великолепным Василием Лановым в роли Алексея Вронского и талантливой Татьяной Самойловой в роли главной героини. Казалось бы, все возможные трактовки "Анны Карениной" уже сняты, все роли сыграны и совершенно не понятно - зачем создавать новую?
Сюжетная линия: Основная смысловая нагрузка сюжета осталась прежней - это супружеская измена.)
В отличии от самого произведения, сюжет фильма начинается не с ссоры супругов Облонских, а с хронологии русско-японской войны. Подобная отсебятина режиссёра вызвала во мне недоумение. Если говорить откровенно, то фильм мне не нравился с самого начала и не только благодаря появлению чужеродного сюжета, но и благодаря актерскому составу. Роли не увязывались с актерами, а в особенности с образами, которые были уже сформированными Лановым, Самойловой, Бойко и Друбич. И так было ровно до того момента, пока я не перечитала само произведение Толстого (нет, конечно перечитывать "Анну Каренину" от А до Я я не стала,но существенные основные моменты книги я всё же освежила в своей памяти). Эпизоды в фильме получились сумбурными, вырванными из текста. Впрочем, по мере просмотра создавалась единая картина происходящего, очень драматичная. Очень мало режиссёр посвятил судьбе и переживаниям Левина являющегося по сути абсолютной противоположность Вронского. Появление персонажа Левина в романе не случайно, ведь именно он несёт в себе идеалы семьи, любви и житейской мудрости. Крайне мало эпизодов, где раскрывались морально-нравственные муки самой Анны за совершенный адюльтер. В фильме она практически "не разговаривает со своей совестью", хотя в романе это подчёркивалось неоднократно. По началу может возникнуть ощущение, что роман решен эмоций. Но так ли это на самом деле?
Актерский состав:
Анна Каренина - главный и самый противоречивый персонаж романа, роль которого сыграла Елизавета Боярская. О Боярской можно говорить что угодно: кому-то не нравится её внешность, кому-то не нравится манера её игры и мужеподобный голос. Лично мне внешность Боярской весьма симпатизирует, да и Каренина сыгранная ей получилась красавицей.) Но в первые минуты просмотра, "новая Каренина" вызывает ужасный негатив и абсолютное неприятие. Трубный голос актрисы раздражает, делает образ грубым, хабальным, неестественным.
— Да, — задумчиво отвечал Левин, — необыкновенная женщина! Не то что умна, но сердечная удивительно. Ужасно жалко ее!
Чем дальше уходит сюжет, тем меньше становится "любви" в фильме, а роман между двумя любовниками напоминает затянувшуюся "интрижку". От дальнейших действий и поведения главного персонажа веет психическим помешательством. Впрочем, разве это не так?)) В исполнении Боярской, Каренина превращается в неуравновешенную истеричку, жаждущую безоговорочной власти над Вронским. Нет, ей не нужны дети, ей не нужен брак, она не хочет становится Вронскому женой, она хочет быть его вечной любовницей. Даже общая дочь кажется ей помехой в абсолютном "обладании" объектом своей страсти. В конечном итоге, главная героиня начинает вызывать неприязнь. Её совершенно не жалко. А вот уж кого действительно становится жалко от истерических припадков Карениной, так это Вронского. Но разве книжный персонаж чем-то отличается от киношного? Нет.
Боярской удалось передать этот неумолимый эгоизм, душевное помешательство и деспотичный характер персонажа.
Алексей Вронский - главную роль сыграл Максим Матвеев. Не могу сказать, что эта роль ему удалась. В начале фильма и в его финале, характер Вронского практически не меняется. Он напоминает уставшего, "объевшегося" жизнью мужчину, которого в сущности уже ничего не интересует. В отличии от книжного героя, он скучен и меланхоличен.
В отношениях с Анной практически решён эмоций, он не выражает ни любви, ни страсти. Но его спокойный нрав создаёт яркий контраст по сравнению с характером главной героини.
Алексей Каренин - звезда кино Виталий Кищенко придавший сюжету особый интерес.Алексея Каренина он сыграл блестяще, хотя в его исполнении он получился достаточно суровым и очень холоднокровным человеком. В сравнении с Олегом Янковским зажигающим зрителя одной своей харизмой, новый Каренин получился очень целомудренным и прагматичным.
P/s. Удался фильм или нет? Можно ли назвать его успешной экранизацией легендарного романа? Фильм безусловно удался, но считать его шедевром кинематографа не стоит. В нём есть свои недостатки, есть разночтения с оригиналом, но при этом режиссёру и актёрам удалось передать атмосферу романа - очень противоречивую, драматичную, натянутую как струна.