Два года назад я внимательно пересмотрел фильм Карена Шахназарова Анна Каренина, даже несмотря на то, что все премьерные серии тогда полностью посмотреть не смог. В основном всё смотрел в Интернете. Я имею отношение к фильму не только потому, что снимался в нём, но и был на съёмочной площадке и видел процесс его создания. И мне интересно было посмотреть, что получилось на выходе. Сначала скажу про антураж: если бы на съёмках фильма я сам не знал, что это Анна Каренина, действие которой всё же происходит в 1872 году, я бы сказал, что снимают "Институт Благородных девиц", либо какую-нибудь специфическую версию "Статского советника". Ни на съёмочной площадке, ни в самом фильме, не чувствуется той эпохи, нет той атмосферы, попытка её создать была, но передана она всё же не до конца. Даже павильон Мосфильма "Старая Москва" меня например не убедил до конца, и не спас от ощущения современности, что действие разворачивается просто много лет назад. А подтверждается это ощущение, всё же, часто современными речевыми оборотами героев, не совсем свойственных 19-му веку. В фильме нет более половины героев, дворянин Константин Левин, (притом, что его супруга Кити Щербацкая в фильме присутствует) Графиня Лидия Ивановна Каренина, княгиня Мягкая и.т.д. Несмотря на то, что только один бал Анны Карениной снимался чуть ли не месяц, в фильме он показан только мимоходом, в течение двух минут. А действие в основном сосредоточено на трёх лицах. Анна, её муж Алексей Каренин и Вронский. Хотя сама драматургия этого романа она намного шире и разнообразней. Это просто своя режиссёрская трактовка данной истории. Разумеется, она имеет право на жизнь, но к великому роману Льва Николаевича Толстого, она имеет весьма поверхностное отношение. Если забыть то, что это Анна Каренина, и воспринимать этот фильм просто как кино, и попытаться получить от него удовольствие, то фильм очень хороший. Но в сравнении с романом и даже со многими другими постановками Анны Карениной он слишком выделяется из общего ряда.
Ну и отдельно остановлюсь на фигуре главной героини. Я с большим уважением отношусь к Лизе Боярской, а увидев её вживую, и познакомившись с ней, стал уважать ещё больше. Но своего мнения по поводу данной роли я изменить не могу. Это не Анна Каренина, никак. По многим причинам. Вспомните, как описывал Толстой Анну Каренину в романе? Вспомните в этой роли хотя бы Татьяну Самойлову. Дело не в габаритах Лизы, с её ростом под 170, хотя в 19 веке такой рост у девушки был крайней величайшей редкостью. Сама манера общения, язык, голос. Режиссёрской группе даже в голову не пришло хотя бы дублировать её. Чтобы Анна Каренина разговаривала таким басом, имела такие привычки, и чтобы во время разговора со своим мужем об отношениях с Вронским, бросив издевательский взгляд на супруга выдала, "Что тебе от меня надо"? "Не нужно из мухи слона делать". Можно это всё представить в 19-м веке? А можно ли в какой-то другой версии фильма, особенно в советской представить столько "откровенных кадров"? Пропустила бы наша в прошлом советская цензура нечто подобное? Последняя экранизация романа, которую я смотрел это был фильм Сергея Соловьёва 2013 года. Хотя там тоже очень много несовпадений, но в историческом плане и в плане соответствия роману он всё же точней. И Татьяна Друбич, это тоже далеко не Анна Каренина, просто в данном случае её спас опыт. Она вложила в эту роль весь свой опыт и все свои знания и навыки, которые только были. В том числе и в исторических картинах. Лиза же слишком современная. Чересчур. Ну не историческая девушка это 19 века. Никак. Я считал и считаю, что Лиза потрясающая актриса, великолепная, гениальная и суперталантливая. Кто думает иначе, посмотрите фильм "Долгий путь домой", в котором у неё была сложнейшая роль, с которой справиться могла только она. И актёрские гены Михаила Боярского передались ей даже с процентами. Но для Анны Карениной этого мало. Здесь нужно другое, совсем. Это не её роль. Нужно быть намного проще.
После премьеры 8-й серии фильма, мой коллега Владимир Соловьёв в эфире своей программы "Вечер" сказал, что Лиза в этой роли превзошла себя. И что это гениально. Для неё самой - может быть. Анна Каренина в любом виде, для актрисы это планка. И актёрская и эмоциональная и женственная. Но и по величайшему роману и по куче его экранизаций давно установился и понятен образ Анны. Всем ясно, какой она должна быть. Какая настоящая, толстовская Анна Каренина. И Лизу будут очень много сравнивать с другими актрисами, которым посчастливилось прикоснуться к этому образу. В том числе и с Татьяной Самойловой. Как Вы думаете, в чью пользу будет это сравнение? На мой взгляд единственная актриса, которая могла бы сейчас "потянуть" такую героиню, это Юлия Пересильд. Она способна изобразить, и она способна прожить. И она более всех современных актрис напоминает Анну Каренину: работы гримёрам было бы не так уж и много. Остальное она бы сделала своим талантом и своим обаянием. Но это только моё мнение.