Произведение "Анна Каренина" в последнее время каким-то мистическим образом проникает в мою жизнь - знакомство с ним началось в прошлом году с посещения мюзикла в театре Московской оперетты (советую всем!).
Далее была аудиокнига, просмотр различных версий отечественных и зарубежных кинофильмов.
и Кира Найтли уже успела побывать Карениной
Недавно, находясь на экскурсии на киностудии Мосфильм, я случайно узнала, что именно здесь находится площадка для съемки очередной телеверсии бессмертного романа классика.
Прогулявшись по бутафорскому Петербургу и Москве 19 века, я решила обязательно для себя посмотреть многосерийный сериал 2017 года выпуска от маэстро Карена Шахназарова.
Конечно, я была бы не столь придирчива к разбору сериала, если бы не посмотрела так много различных версий книги, и мюзикл еще свое дело сделал - какие там актеры!, возможно, менее осведомленному зрителю сериал понравится больше, но, поскольку мне есть с чем сравнить, буду описывать свое субъективное мнение. Разносу сериала быть!
Сюжет
1904 год. Русско-японская война. Начальник госпиталя, Сергей Каренин, узнаёт, что раненый офицер, которого он оперирует, — граф Вронский, — тот, кто погубил его мать, Анну Каренину, и послужил косвенной причиной смерти отца. Каренин идёт к Вронскому и задаёт вопрос, который мучил его всю жизнь: что заставило его мать переступить черту? После некоторых сомнений граф соглашается поведать историю своей трагической любви к Анне Карениной.
Повествование ведется от лица Вронского спустя 30 лет с момента гибели Анны.
И что мы видим? Не сильно то постаревшего Вронского (чуть седины) и взрослого сына Анны, похожих (особенно в молодые годы Вронского) чуть больше, чем родные братья.
Вронский
Сережа Каренин
Актеры выглядят близнецами. Зачем было выбирать настолько одинаковых мужчин? Первые 2 серии только пытаешься запомнить и различить, кто тут есть кто.
Ход с воспоминаниями Вронского мне понравился, считаю это наиболее сильным моментом сериала.
Однако же, это одновременно сыграет со зрителем и плохую шутку в конце, ведь, как граф сам говорит, "Люди помнят лишь то, что им удобно помнить".
В его памяти Анна осталась такой.
Что еще возмутило меня до глубины души - абсолютно и безжалостно вычеркнутая из повествования сюжетная линия с Китти и Левиным.
А ведь Толстой изображал в Левине себя, описывал его характер и склад ума по собственному подобию, не говоря уже о том, что история любви Китти ставится в сравнении с историей Анны, чтобы было видно еще большее грехопадение последней.
Как поется в мюзикле:
Анна: Я не знала, что вспышка огня обернется потом для меня отгоревшею страстью;
Китти: Я не знала, что с этого дня начиналась дорога моя к настоящему счастью;
Если бы только знать,
Если бы только знать, было бы все иначе..
Любовь, любовь, любовь - спасение мое!
Зачем Шахназаров поступил так? Потому, что главный персонаж здесь - Вронский, и все внимание уделено ему и его истории? Неужели бы не нашлось в сюжете место еще одной любовной линии?!
На эти вопросы у меня нет ответов....Очень жаль, потому что без них - сериал нельзя считать полноценной экранизацией книги.
В целом, сюжет достаточно затянут, развивается медленно, и 8 серий "любования" Боярской, на мой вкус - слишком много.
Концовка вообще для меня осталась смазанной и непонятной - режиссер, считаю, неоправданно облегчил задачу Боярской.
Подбор актеров
В целом, актерский состав для сериала считаю не особо удачным именно из-за ключевых персонажей Анна - Вронский, игравшим неубедительно.
Но, яркие проблески игры талантливых актеров хоть немного скрашивают общий пресный вкус сериала.
Конечно, основная нагрузка лежала на плечах Елизаветы Боярской (Анна Каренина) и, по моему мнению, она с ролью не справилась.
Я вообще еще ни разу не была впечатлена игрой Боярской, как актриса - она для меня всегда одинаковая - малоэмоциональная, скованая, абсолютно неженственный голос, специфичная внешность.
В сериале гримеры отчего-то только подчеркивали её особенности внешности высокими прическами, открытыми ушами.
Анна в её исполнении - грубая, избалованная, истеричная, скандальная женщина. Ей абсолютно не сопереживаешь, не пытаешься понять мотивы поступков, не замечаешь того момента, с которого началось её падение.
То, как легко и просто она отказалась от сына с мужем ради любовника, было показано чересчур безболезненно (буквально приехала и отдалась =)), без особых душевных терзаний.
распутница-Анна
Вронский в исполнении Максима Матвеева получился вялым, тощим, совершенно не "по-толстовски" флегматичным, ведомым офицером без внутреннего стержня, не способный никак отделиться от маменьки.
Ради такого бросить сына, мужа, положение в обществе? Да вы, должно быть, шутите?!
Истории Китти и Левина, как я уже писала, здесь нет - княжна Щербацкая мелькнула в сериале лишь один раз, на балу. И, в моем понимании, юная, непорочная, цветущая девушка должна выглядеть иначе.
Мне очень понравился подбор и актерская игра двух персонажей - мужа Карениной (Виталий Кищенко)и брата Стивы (Иван Колесников).
муж
брат
брат
Конечно, лучший Стива - все равно Юрий Яковлев, но и нынешний персонаж тоже неплох.
С ролью Долли актриса Виктория Исакова справилась тоже очень хорошо - актриса даже слишком красива и утончена (чего, кстати нет-таки в Боярской - аристократичности) для роли вечно беременной, замученной домохозяйки и матери большого семейства, находящегося в долгах.
И кто только сможет изменять такой прекрасной женщине?!
Очень хорошо получилась кокетка-плутовка, она же развратная и падшая жена-изменщица по книге, Анастасия Макеева в роли Бетси Тверской.
Декорации
Сериал снят, в основном, в нескольких павильонах - особняк Карениных, дом Вронского, военный госпиталь.
Из пейзажей здесь - степи Манчжурии, вокзал и улицы Петербурга - Москвы.
Побывав вживую на бутафорских улочках Петербурга, понимаешь,какая это колоссальная работа оператора - показать небольшую улочку в кадре так, чтобы зритель действительно поверил в то, что это полноценная улица, а не несколько фанерных домов.
В целом, к декорациям нет претензий - костюмы соответствуют духу эпохи, быт аристократов показан таким, каков он был - огромные и помпезные особняки с кучей слуг, обслуживающие семью из трех человек.
Резюмируя свой отзыв, хочу сказать, что сериал смотреть можно в качестве "заднего фона" и рассматривать его стоит только лишь как самостоятельный мелодраматический сериал, не проводя никаких параллелей с книгой и не ища совпадений.
Читала книгу. Если честно, книга меня совсем не впечатлила. Зато столько слышала негатива о сериале, что желание его посмотреть еще меньше, чем желание перечитать роман.
Вы провели огромную сравнительную работу... безусловно фильм 67 года я смотрела несколько раз, но правда более пяти лет назад. новую версию смотреть пока желания не возникло! Полезная информация окончательно отбила желание тратить время на данную экранизацию