Этот отзыв я хочу оставить о брутальном, тяжелом фильме «Лиля навсегда», снятом шведским режиссером Лукасом Мудиссоном в 2002 году. «Я бессонная белая птица»
В основе сюжета- реальная история литовской девочки-подростка Дангуоле Расалайте, оказавшейся в сексуальном рабстве в Швеции. Но в сценарии изменены некоторые обстоятельства ее жизни, что добавило фильму драматизма. У Дангуоле были брат с сестрой, мать не бросила ее совсем, а пыталась забрать к себе, она была трудным, неуправляемым подростком и в трагическую ночь своей гибели, сбежала не из квартиры-клетки сутенера, а от своей подруги, поссорившись с ней. Так что конец ее жизни больше похож на несчастный случай, чем на закономерность. У Лили же все гораздо безнадежнее, у нее не было никакого выбора, как не было никого, кто мог бы и хотел ей помочь. Она одна осталась в совершенно страшной, безысходной реальности.
«Я над городом серым летаю»
Действие фильма происходит в неопределенном месте постсоветского пространства, герои называют его презрительно «эта страна»: так выглядят неблагополучные районы в любом регионе, они все похожи. По замыслу, это безымянный полузаброшенный военный городок, каких миллионы. Но не в России: несколько раз в фильме мелькают деньги, и это не рубли.
Основную часть картины снимали в эстонском портовом городе Палдиски-у него довольно интересная история и архитектура, а показанный в фильме «Пентагон»-это бывший военный учебный центр, ныне там находится хранилище радиоактивных отходов.
Пентагон
Страж Пентагона
Очень атмосферны депрессивные кадры разрухи, как будто снимали репортаж Ильи Варламова о глубинках, застывших в своем развитии (что сейчас, что лет 20 назад они не меняются): типовые обшарпанные дома, обгаженные подъезды, разбитые грязные дороги с лужами, угрюмые, плохо одетые люди на фоне вечной поздней осени с грязью и беспросветных серых облаков разных оттенков-все это погружают в гнетущую атмосферу безысходности и мрака. Просто удивительно, что режиссер-швед сумел так тонко прочувствовать и передать уродство русской глубинки, словно жил в ней много лет.
Съемки также проходили в Таллине и шведском городе Мальмё. Шведская действительность снаружи кажется лучше: более красивые дома, аккуратные улицы, чистая квартира вместо клоповника, люди улыбаются, сыты и одеты в деловые костюмы вместо спортивных труханов. Но по сути это тот же ад, только цивильный.
«Подо мною угрюмые лица, подо мною бескрылая стая».
В этом холодном, сером, депрессивном мире под стать ему обитают соответствующие персонажи: маргиналы и гопники, словно ожившие чудовища, сошедшие с полотен позднего Ф. Гойи.
Сон разума рождает чудовищ
На первый взгляд, жители дна все похожи: их объединяет абсолютная безысходность жизни, невозможность и нежелание что-то изменить к лучшему, полная деградация и как следствие-равнодушие к страданиям других. Каждый из них предаст Лилю или просто пройдет мимо ее беды. Рассмотрим же этих монстров поближе: Мать Лили.
Уезжает в Америку с новым любовником, обещая забрать Лилю с собой позже. Нам остается только догадываться, было ли изначально у нее намерение забрать дочь с собой, или мать врет и просто бросает Лилю навсегда. Возможно, она все же испытывала чувства к дочери, что показано в эпизоде их прощания, а позже попала в секс-рабство или иную беду, написав отказ от нее под чьим-то давлением или находясь под веществами.
Анна.
//я старая больная женщина. Мне нужен комфорт//
Тетка Лили. Невозмутимо выгнала Лилю из ее квартиры и поселилась в ней сама, как лиса в лубяной избушке из сказки, отправив Лилю в новую квартиру-клоповник.
Новая квартира Лили
Целыми днями бухает и смотрит телевизор. Совершенно равнодушна и черства. Когда Лиля к ней приходит и говорит, что ей нечего есть-предлагает ей заняться проституцией. Кстати, о проститутках:
Наташа.
//Это быстро, зато потом сможешь купить себе платье//
Бывшая подруга Лили, в ее жизни прочно обосновались бедность, парни-гопники, клей-и ей нормально. Периодически занимается проституцией, хотя острой необходимости в этом нет (не голодает, живет с родителями).
Андрей.
От парня с таким лицом лучше держаться подальше
Подонок Плохой парень, который прикинулся хорошим. Подарил Лиле мечту и отнял, а она поверила. Обман доверившейся души-самое мерзкое предательство. Кстати, являясь чудовищем, по своему статусу Андрей не является жителем дна: он не голодает, без вредных привычек и даже катается на дорогой машине.
«Мы с моей неразлучной надеждой серым будням войну объявляем»(Лиля и Володя).
Главная героиня-16-летняя Лиля, чистая и набожная девочка, которая отчаянно пытается выжить в жуткой реальности и сбежать из нее, стремится к лучшему и надеется до последнего. Надежда символизирована в образе ангела на картинке
Ей хочется вырваться из хаоса разрухи, предательства, равнодушия и жестокости, в другой, лучший мир. Ей кажется, что хорошо там, где нас нет.
Сначала Лиля живет надеждой переехать в Штаты с матерью, но мать уезжает без нее. Лиля бежит в одной ночной рубашке за уезжающей машиной и падает в грязь.
Мамочка, не бросай меня!
Очень трогательно показана борьба любви и обиды брошенной девочки по отношению к матери: сначала Лиля рвет ее фото, и тут же склеивает кусочки. Впоследствии, когда надежда на то, что мама приедет и заберет ее отсюда, окончательно рухнула, Лиля сжигает это фото
Затем Лиля сталкивается с предательством окружающих людей, ей нечего есть и почти негде жить-даже взрослый человек растеряется в такой ситуации.
Отключили электричество
Лиля до последнего надеется, что сможет выжить и не уподобляется тем монстрам, которые ее окружают (пытается продать никому не нужное барахло, отказывается заниматься проституцией на пару с Наташей, гордо выбрасывает «заработанные» подругой деньги). Есть ли шанс у оказавшейся на самом дне девочки-подростка самостоятельно выбраться? Единственный человек, который искренне любит Лилю, предан ей и хочет помочь-это 11- летний беспризорник Володя, у которого взбесился отец и выгнал его из дома.
Лиля и Володя
Мальчик целыми днями играет в баскетбол и нюхает клей. Он верит и живет надеждой, что Господь спасет его, верит, что после смерти человек становится ангелом
Можно целыми днями играть в баскетбол, быть лучше Майкла Джордана. Можно делать, что угодно… а я бы играл в баскетбол
Беда у ребят одна на двоих -быть беспризорниками в «этой стране». Вместе они, как могут, пытаются сбежать от суровой реальности с помощью мечты, надежд и клея. Хоть фальшиво и ненадолго, но клей раскрашивает их жизнь яркими красками: ребята беззаботно бегают по крыше Пентагона, обнимаются и играют в баскетбол. Они вдвоем, против всего мира. И в этом моменте единственный раз проглядывает солнце и голубое небо. Внешним проявлением эскапизма является «хижина» из одеяла, которым они укрываются с головой, словно отгораживаясь от всего мира.
Очень трогательно показано отношение ребят друг к другу, оно в мелочах и деталях: например, Лиля на первые «заработанные» деньги покупает Володе баскетбольный мяч-его мечту (не менее трогательна его реакция на подарок). Этот мяч-как символ разбившейся мечты Володи: его отец взбесился и проткнул мяч ножницами.
Очень символичный кадр
Уехав в Швецию с новой надеждой на лучшую жизнь, Лиля опять столкнулась с новой жестокостью и унижениями, но в цивильной оболочке. Она в отчаянии разбивает картину с ангелом, а значит и свою прежнюю мечту, и все свои надежды.
«Лиля навсегда»
В фильме все происходит навсегда: мать Лили уезжает и бросает её навсегда. Тетка Лили, бывшая подруга Наташа, ее друзья-гопники, взбесившийся отец Володи живут в дерьме и застынут в нем навсегда, оставшись навсегда таким же [ой]м. Лиля уезжает в Швецию и оставляет Володю одного навсегда.
Эта картина порой похожа на документальное кино, в ней отсутствует пафос и мораль, что заставляет зрителя задуматься самому, остаются вопросы без ответов. Могло ли быть все иначе для Лили? А для Володи?