Опубликовано 2 Май, 2020 - 15:43

  • Опыт использования:
    год или более

Здравствуйте, любители винтажных советских усилителей!

Хочу рассказать о своём знакомстве с этим интересным стерео усилителем и моём опыте его эксплуатации..

Технические характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых звуковых частот: 30 – 30000 Гц
  • Номинальная выходная мощность на канал при КНИ 2%: 10 Вт
  • Максимальная мощность на канал: 30 Вт
  • Сопротивление нагрузки на каждый канал: 4 Ом
  • КНИ на частоте 1000 Гц: не более 1%
  • Уровень фона со входа усилительного тракта: -54 дБ
  • Переходное затухание между каналами на частотах 200-10000 Гц: 30 дБ
  • Потребляемая мощность от сети: 70 Вт
  • Габариты усилителя (ШхВхГ): 440х158х310 мм
  • Масса: 12 кг

Это было в школьном вокально-инструментальном ансамбле в довольно далёкие времена.
С усилителями в самодеятельных музыкальных коллективах всегда была напряжёнка.
Ламповые "Электроны-10-е" уже почти повсеместно износились и вымерли как класс (у нас была бас-колонка сделана из двух соединённых вместе корпусов этих комбо-усилителей).

Им на смену пришли крайне ненадёжные транзисторные "Электроны-20" с длинным рядом клавиш на передней панели, выходными каскадами на германиевых транзисторах, мощностью 2х20 Вт и возможностью работать только с одного из входов.
Электронов-20 было в наличии 2 штуки, что не очень помогало.

Микшерных пультов тогда для народа не делали, поэтому вставал вопрос - как всё подключить.
Говорят, что прежняя директорша по этому поводу сказала:"А вы гитары подключите к усилителям, а пойте без микрофонов" - или наоборот, "Микрофоны подключите, а играйте просто так" - не знаю точно, меня при этом разговоре не было.

Когда я пришёл в этот школьный ансамбль, дело уже частично поправилось - появился ламповый УМ-50 для бас-гитары и "Электрон-103", который отличался наличием небольшого встроенного микшера, позволявшего подключить один микрофон и 2 электрогитары, а к линейному входу одновременно ещё и электроорган.
Надо ли говорить, что Электрон-103 "пахал по-полной", в то время как оба Электрона 20-х "прохлаждались", обслуживая каждый по одному микрофону.

Электрон 103 отличался более высокой выходной мощностью 2х30 Вт, меньшими искажениями, более приятным звучанием и большей надёжностью.
Без всяких преувеличений, эта модель "народного усилителя" для тех времён - революционный прорыв по функционалу и качеству.
Большинство высококачественных советских усилителей, которые мы знаем, тогда не существовало даже в проекте (Правда, "Одиссей-001" был, я помню).

Этот Электрон сочетал в себе как возможность быть стерео усилителем, так и, при необходимости - усилителем для мероприятий и эстрадной самодеятельности..
Мне очень нравился тембр звучания электрогитар через его колонки, они очень хорошо подходили именно для гитарного звука.

Хотя внутренняя компоновка усилителя оставалась архаичной, как и у предшественника, например радиаторы выходных транзисторов находились внутри корпуса, но элементная база и схемотехника улучшилась, что повысило качество звучания и надёжность.

Кстати говоря, моя новая, абсолютно современная "Ямаха", также сделана в ретро-дизайне и у неё тоже радиаторы внутри.

У Электрона-103 сохранился клавишный переключатель, но он стал короче.
Три входа имели индивидуальную регулировку чувствительности.

Колонки были металлически-пенопластово-пластмассовые с фанерной фронтальной панелью и дырчатой задней панелью из толстого картона. Несерьёзные, на современный взгляд.
Весили колонки очень мало и были удобны в транспортировке, но в силу конструкции и объёма корпуса выдавали мало низких частот. Средние - вот их "конёк", хотя и высокие тоже звучали неплохо, но с ними отдельная история - высокочастотные динамики 3ГД-31 моментально выходили из строя, а в более новых вариантах этих колонок стояли надёжные 2ГД-36.

Все регуляторы усилителя были сделаны на обычных советских переменных резисторах и были подвержены износу и разбалтыванию, вызывающему треск при вращении.

Изредка мне приходилось ремонтировать этот усилитель, ведь нагрузка на него была нешуточная. К счастью, детали его были широко распространёнными, а схема простая.

На этой аппаратуре я учился ремонту и эксплуатации электроники.

Потом в нашем "хозяйстве" добавилось ещё 2 новых "Электрона-103" и настала наконец спокойная жизнь - оттого что не надо было ничего чинить.

Можно было спокойно заняться самой музыкой.

Интересно было бы сейчас посмотреть на сохранившийся экземпляр, если он подвернётся. Доводилось читать отзывы о замене деталей усилителя на более качественные и получения от него практически современного высококачественного звучания.

В общем, сейчас это будет хорошая недорогая находка для экспериментаторов.

А ещё, ничего в нём не переделывая, можно сделать отличный звук на даче.

 

Ещё про усилители и колонки:

Аудио ресивер Yamaha R-N303

Усилитель звука Львовское производственное объединение. Амфитон 35У-101с

Аудиосистема Pioneer S-ES21-LR-K

Портативная колонка JBL Flip 3

Bluetooth колонка Anker SoundCore Select

Достоинства
  • Мощность
  • Надежность
  • Низкая цена
  • Универсальность
Greenmoreрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.05.2020
хороший аппарат!)
21.05.2020
Это раритет!) А 104-й новее и лучше, но про него не дают написать!)
21.05.2020
Запрещено правилами, я хотел про айву написать мне сказали нет!)
21.05.2020
Эх, айва! У меня была (да и есть, только у друга лежит) дека однокассетная с динамическим подмагничиванием, которая, как и катушечник электроника ТА-004, всю эту нынешнюю "цифру" заставит нервно курить.
Но времена тёплого аналогового звука, в основном прошли для всех, кроме тонких эстетов с большим кошельком!)
Смотрите также