Каждый зритель вправе сам определять, о чём этот фильм, а если он о многом, то что из этого будет стоять на первом месте. Я определил для себя, что фильм о красоте, прежде всего. Фильм о том, что отношение к прекрасному у каждого своё: кто-то может и вовсе не замечать никакой красоты вокруг, а кого-то красота в прямом смысле разит практически наповал.
Красота. Что это такое? Можно определять как угодно, но всё равно определение сведётся к тому, что это что-то, от чего человек получает эстетическое удовольствие (общепринятое определение). Да, прежде всего – это удовольствие. Но как-то совсем уж не хочется быть телом для потребления удовольствий, поэтому я добавлю: над красотой нужно всё-таки ещё и размышлять, сравнивать, думать и философствовать.
И всё-таки первое, что приходит на ум при упоминании красоты – это что-то визуальное, то, что радует глаз. Вот и в фильме: красотой для главного героя было, прежде всего, визуальное восприятие явлений природы. Было ещё, конечно, и восприятие женского образа, но явления природы всё-таки были на первом месте.
На Земле, наверное, практически не найдётся людей, которые были бы совершенно равнодушны к какому-нибудь природному явлению, или вообще к чему-нибудь из природы. Здесь, конечно, бесчисленное множество вариантов: звёздное небо, море, закат, лес, море, роса, туман, дождь, осень и ещё очень многое. А живая природа?! Человек, собака, цветок, кошка, птица и т.д. А неживое?! И ещё есть рукотворное, и ещё много чего есть.
И всё-таки отдельным видом красоты я считаю музыку. Глаза здесь совершенно не нужны, а вот думать всё-таки придётся. Особенно, если это, например, Бетховен. Я не стану сей час делить музыку на «настоящую» или «не настоящую». Потому что любой человек вправе назвать какую угодно музыку красивой. Для себя, из всей красоты в этом мире, я музыку ставлю на первое место, в отзыве на Моцарта я так и указал: сначала 20-й фортепианный, а уже после – звёздное небо. А дальше должен пойти такой список, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Многое из этого списка может даже кому-то показаться сумасбродным и вовсе даже отвратительным. Это в основном, касается той же музыки с непривычным для многих людей звучанием, например группа X-Fusion или Distorted Memory или FGFC820
Какое же это всё имеет отношение к фильму? Для меня – самое прямое и конкретное. Повторюсь, что для меня этот фильм о красоте, её восприятии, отношении к красоте, её важности в жизни, и порой даже невозможности жить без неё. Главный герой фильма и понятия не имел, например, о Шопене, но он чувствовал и принимал доступную ему красоту так, как никто другой. А была ли красота для него наслаждением? Яркий миг, вспышка, а после…
Итак, «Не хороните меня без Ивана». Довольно специфичный фильм. При всём моём благоговейном отношении к этой картине, я всё-таки думаю, что какой-то особо популярной ей не стать. Это не триллер, не мелодрама, не боевик, и какому-нибудь экшену в фильме точно места не найдётся. Это драма, и довольно продолжительная драма. Местами это кино может даже показаться кому-то скучным. Тем не менее, надрыв будет, будут переживания, и даже терзания. Будет поиск, будут и напряжённые моменты.
Действие в фильме происходит в Якутии, в самом начале двадцатого века. В фильме два главных героя: художник и этнограф Иван Попов и обычный якут Степан Бересеков, но всё-таки Степана я считаю основным персонажем. Примечательно, что фильм создан на основе реальной истории. Интересным будет то, что в самом конце фильма будут показаны фотографии, сделанные Иваном Поповым, они же и были взяты за основу фильма. Некоторые сцены из фильма будут буквально скопированы из тех фотографий.
Основным действием в фильме будет путешествие Ивана и Степана по Якутии, и это будет отдельной и интереснейшей темой. Можно будет увидеть быт, прочувствовать самобытность Якутов того времени. Визуально всё в фильме будет казаться настоящим, буквально всё, до мелочей.
И всё-таки основной темой я считаю восприятие красоты этого мира человеком. И по фильму, и по реальной истории, Степан Бересеков – он не совсем обычный человек. Вернее, у него есть некоторая особенность, что-то конкретное я всё-таки обозначать не стану. Это также станет интересной историей, и будет добавлять какой-то даже интриги в фильм.
У Степана Бересекова, само собой, не было совершенно никакого образования, он был обычным наёмным работягой. Я встречал такое мнение, что полноценное понимание красоты доступно только каким-то особо возвышенным, высокообразованным и высокоинтеллектуальным представителям какого-то там «высшего» общества. А обычному якуту, конца девятнадцатого века, восприятие какой-либо красоты вообще не свойственно, да якобы и не нужно это якуту.
Но не тут-то было. Простой якут Степан оказался, прежде всего, человеком, и человеком с обострённым восприятием прекрасного. Особенность Степана уже не позволяла ему оставаться равнодушным перед красотой. Луч солнца после грозы, простенький орнамент на дереве, такие, казалось бы, не особо примечательные проявления красоты, вызывали у Степана реакцию, которая не снилась даже самым продвинутым эстетам.
И тут я хочу сказать, что понимаю Степана. Чтобы видеть, слышать, чувствовать и принимать красоту, совсем не нужно быть эстетом с образованием. Для понимания красоты достаточно быть человеком, и иметь желание почувствовать красоту. У меня нет образования, вернее, есть что-то там из школы, а музыкального нет совершенно. Но это не помешало мне начать слушать классическую музыку. Это случилось, правда, поздновато, уже после сорока пяти лет, примерно. И поначалу я вообще ничего не понимал в этом скучном нагромождении звуков. Особенно непросто было с Бетховеном. А теперь я не представляю жизни без этой музыки.
А здесь я уже понимаю Степана вдвойне: если у меня забрать возможность чувствовать красоту, что это будет? Я думаю, что будет сродни мучениям. Я, конечно, себя со Степаном не сравниваю, мне такое обострённое восприятие красоты не дано почувствовать. Я лишь говорю, что понимаю Степана.
Я в заголовке обозначил, что моё отношение к красоте чуточку изменилось после просмотра этого фильма. Так в чём же? Я стал ещё более трепетно относиться к красоте, к возможности её чувствовать. Фильм лишний раз показал, насколько мне, в общем-то, повезло. Я могу просто брать и наслаждаться прекрасным в любое время. В отличие от главного героя фильма, который ради возможности видеть красоту проходит через терзания и страдания.
***
В общем, фильм этот я забираю в свою коллекцию, он будет рядом с такими картинами как, например, «Линия жизни» и «Одиссея капитана Блада». Повторюсь, что фильм превосходный, я его ещё раз вскоре пересмотрю, но уже с более конкретным погружением в атмосферу. У фильма есть ещё одна особенность – он в основном на якутском языке, приходится всё-таки отвлекаться на чтение и осмысление перевода. Но сей час я уже смысл знаю, а атмосфера в фильме стоящая, там такие пейзажи потрясающие…