Опубликовано 11 Май, 2022 - 11:33

О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи,

можешь не торопиться...

Там на вершине Фудзи улиток полно и так.

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы рассказать вам о своей попытке доползти на гору Фудзи, про которую я так много слышал, и которая вновь не удалась - Пелевин писатель не моего уровня, чьи книги я понимаю концептуально, но не люблю в плане изложения. Делает ли это его плохих писателем? Конечно же нет, ведь речь идет о вкусовщине, в которой не может быть некой "объективной истины". Что хорошего в самом гениальном и цепляющем за душу произведении (с точки зрения автора, разумеется), если оно не понравилось читателю?

...много золота на шее и руках – это признак не столько богатства, сколько уязвленной нищеты

Так что если вы не любите творчество Пелевина, то это нормально, друзья. Вы не "не доросли" до его уровня. Просто вам не нравится то, как рассуждает и пишет этот человек. Или вы не согласны с его убеждениями и идеями, которые он высказывает в произведениях. Да мало ли причин для того, чтобы не восхищаться книгой? Аналогично (и даже проще) обстоит позиция с теми. кто обожает его творчество. Тут нужно просто открывать их отзывы, и люди сами напишут в своей хвалебной оде о причинах любви этих произведений.

Все звери живут просто на Земле; страны – это виртуальные загоны для людей.

Я за взаимное уважение к друг другу. Неважно как вы относитесь к творчеству того иного писателя. Неважно какой жанр вы обожаете, а какой не можете терпеть. Главное уважать человека с отличной точкой зрения для того, чтобы увлечение книгами не переросло в желание оскорбить друг друга за "отвратительные вкусы". Как сейчас помню один тематический форум, на котором меня пытались смешать с землей за то, что Толкиен мне не нравится, а вот Перумова я почитываю. Да, почитываю, и что?

Чему бы я стал учить молодежь со дна этих прозрений?

Да чему я могу научить… Смешно.

Ребята, сказал бы я, мальчишки и девчонки – пока молодые, развивайте полный лотос, он очень пригодится вам в жизни. И ничего не берите в голову, кроме щебета птиц, шума ветра и плеска волн. Но и они вас не спасут. Вас предаст все, на что вы смотрите дольше двух секунд. Поэтому отпустите все. Если, конечно, можете…

И создателя хоббитов я уважаю как человека, который подарил нам много интересного материала и идей для целого литературного направления. Просто конкретно его мир и история мне кажутся немного непродуманными и странными с точки зрения поведения злодеев. Начиная от Мелькора, и заканчивая Сауроном. Вбухать свою силу в артефакт, который ты можешь потерять, и от которого ты напрямую зависишь - не самое умное решение. Впрочем, те, кто читали трилогию, знают об этом и без меня.

Многие – вот хотя бы ты – верят, что богатые и могущественные люди получают от жизни больше наслаждения, чем простые смертные. Вера эта крайне наивна, что хорошо знает любой богатый человек. И я могу научно объяснить почему. Много про это думал.

"Тайные виды на гору Фудзи" - относительно свежее произведение Пелевина. Не знаю, делят ли его поклонники романы по каким-то временным рамкам или идеям, но в этот раз писатель решил покорить гору Фудзи, на которой его персонажам должен открыться сакральный смысл жизни. А еще возможность стать отрешенным и счастливым. Почему такое странное название? Вот тут в кои-то веки я действительно готов похвалить автора за фантазию - в названии полностью скрыт смысл произведения.

Я бы при всем желании не смог придумать более подходящей фразы для романа.

"Я всю жизнь карабкался вверх по лестнице этого мира и даже не знал, что никакой лестницы под моими ногами нет, а есть только крохотный пятачок, куда я ставлю ногу, и он рассыпается сразу после того, как я ногу поднимаю".

И несмотря на то, что я остался равнодушен к прочитанному (в силу своего образования и увлечений я и без откровений Пелевина неплохо разбираюсь в буддизме и его разных концептах и школах. Но спасибо и на том, что он не ударился в откровенную ересь ради красного словца или сюжета. Я приятно удивлен), я могу даже, наконец, рекомендовать именно этот произведение всем, кто ранее не читал Виктора для знакомства с его творчеством.

"– Это не тогда врачи-убийцы были, а теперь. И убийцы они не со зла, а потому что со всех других сторон тоже убийцы. Банкиры-убийцы, застройщики-убийцы, водопроводчики-убийцы и так далее. Альтруист на языке рынка называется идиотом. Не обманешь – не продашь… Никакой медицины в двадцать первом веке нет, есть улыбчивый лживый бизнес, наживающийся на человеческих болезнях и заскоках. Они сейчас научные работы пишут не о медицинских вопросах, а о том, какая музыка должна играть в клинике, чтобы на бабосы разводить было легче…"

Эта книга полностью законченное и самостоятельное произведение, в котором в полной мере раскрывается его талант и умение работать с языком. И вам или понравится то, как он пишет. Или нет. Я же не знаю какие у вас предпочтения и вкусы. Тут все индивидуально, и невозможно с высоты своей "книжной горы" что-то так просто порекомендовать другому человеку. Никогда не знаешь какая история вызовет отклик в душе читающего.

А что оставит его равнодушным. В то времчя как я плакал навзрыд над строками шедевра. Так что люди все разные, даа.

– Если вообще, – сказал он решительно, – то девяносто процентов всех стартапов – это чистой воды кидалово.

– Ух ты. Прямо-таки кидалово?

– Ну не в прямом уголовном смысле. Просто их начинают с одной целью – создать видимость движухи, чего-то такого многообещающего и рвущегося в небо, и сразу, пока никто не разобрался, эту видимость продать. Продают в таких случаях, по сути, презентацию с картинками, файл программы «power point», а деньги берут настоящие.

– Серьезно? – опечалился Федор Семенович.

Про что книга? ИМХО - про поиски счастья у людей. Здесь можно выделить двух центральных героев, вокруг которых и будет строится все происходящее на страницах произведения. И есть еще один довольно скользкий менеджер, который постоянно ассоциировался у меня со змием из Эдемкого Сада, который соблазняет Еву плодом с Древа Познания. Не знаю почему, у него даже роль не такая, как в этом предании, но я не мог отделаться от этой навязчивой мысли, которая не покидала меня.

Так что если вы устали от рутины жизни, ваши муж/жена/коты/собаки/дети/ничего вас не радуют, то возможно, что пришла пора представить себя маленькой улиткой, которая ползет на гору Фудзи.

Грести, – подумал он. – Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один…

Поможет ли это вам? Читайте книгу, друзья. Могу только добавить еще то, что слог Пелевина достаточно специфичен и местами может показаться отталкивающим своей манерой изложения. И это нормально - он всегда так странно пишет. Человек умеет работать с языком, это видно по его сложным построениям и образам, которые он создает с помощью слов. Но его желание быть оригинальным автором иногда только вредит тексту ИМХО, но иногда я четко вижу параллели с Палаником, который тоже обожает играть с образами ради более насыщенной мысли в сцене или главе.

Деньги – это наркотик, на который сегодня с младенчества сажают всех. Девяносто девять процентов, как ты, наверно, заметила, пребывают в ломке. Один процент вроде бы прется, но…

Ни один наркотик не приносит устойчивой радости. Он дает лишь то, что называется английским словом «high». Временную, зыбкую и неустойчивую эйфорию, смешанную с постоянно растущим страхом этой эйфории лишиться.

Вот только то, что у Чака получается непринужденно и естественно, то Паланик мучительно выдавливает из себя. И потому это получается неубедительно и сухо.

Опять же - это только мое мнение, и на истину я не претендую. На удивление, в целом произведение не вызвало у меня сильного отторжения во время чтения. Финал получился даже вполне логичным и естественным в срезе написанного выше. Но я не могу сказать, что получил некое эстетическое удовольствие от чтения. Просто закрыл для себя этот вопрос, так как мне хотелось освежить память новой книгой Пелевина и вспомнить почему он мне не нравится. Освежил и вспомнил. Спасибо.

Жизнь – это личный проект. Другие люди могут дать только ключи от дверей, которые тебе нужно открыть. Сумеешь ты это сделать или нет, зависит от тебя.

– А что это за двери? Где они?

– Они в тебе, – ответила Жизель. – Их не открывали никогда в твоей жизни, и они насквозь проржавели. Даже с ключами их удается отпереть не всегда.

Можно теперь забыть про его творчество еще на пару лет : ) А там, глядишь, мое отношение к его работам изменится. Так было с Харуки Мураками, так может случиться и с этим писателем.

Редактор: Аминова О.

Издательство: Эксмо, 2018 г.

Серия: Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин

Страниц: 416 (Газетная)

Масса: 406 г

Размеры: 205x130x23 мм

Аннотация:

 

Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап "Fuji experiences" действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет...
Но эта книга - не только о проблемах российских стартапов. Это своего рода современная Илиада, повествующая о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще это берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации.
Герои книги - наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки. В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...

Сюжет книги прозаичен и прост, несмотря на все попытки автора быть пафосным и крутым рассказчиком. Все выстраивается вокруг счастья. Того самого - чтобы для всех и сразу. И чтобы никто не ушел несчастным. Но если в "Сталкере" для этого потребовалась смерть молодой отмычки и неспособность главного героя связать воедино двух слов, который просто в немой молитве просил некий артефакт, способный дарить счастье, сделать так для всего мира, здесь этот вопрос поднимается в несколько иной категории.

Внутренняя красота, о которой говорила учительница, имела хождение, но спрос на неё был примерно такой же, как на ёлки после Нового года. Будь это иначе, на месте косметических кабинетов открывались бы салоны духа. А вот красоту внешнюю брали везде и сразу.

Прежде всего, автор разделяет счастье на мужское и женское. И как бы я порой не говорил про равенство полов, то здесь я не могу с ним не согласиться. У нас действительно слишком разные порой причины для радости или горя. Я не говорю про "расположенность женщин к готовке у плиты" и про "расположенность мужчины валяться на диване с пивом, чтобы посмотреть футбол". Нет, я про более глубокое восприятие Бытия. Оно действительно разное. В глобальном понимании.

Люди - это было ясно Тане еще с детского сада - имели товарную ценность, и даже в самых бескорыстных на первый взгляд дружеских отношениях как бы взаимно арендовали друг друга. Иногда они рассчитывались чем-то полезным, иногда собою.

Если брать частные случаи, то понятное дело, что у меня и моих друзей зачастую будет разная точка зрения на этот вопрос. Но, повторюсь, что в глобальном ключе наши идеи словно сливаются в одну общую реку, и мы мысли в одном направлении. Так что здесь я спорить с Пелевиным слишком сильно не буду. Просто кивну головой в знак согласия.

– В России одна Москва меняется, – философски заметил Дамиан, – и не всегда в лучшую сторону.

И говоря про мужское и женское счастье, он подводит нас к этому понимаю с помощью своих персонажей - один из них прожжённый бизнесмен и циник, который всего добился, и теперь "бесится с жиру". А вторым героем является некогда роковая красотка, который в один прекрасный день оказалась у разбитого корыта - очередной "папочка" дал понять, что она стала жирноватой и старой для него, и что он нашел себе более молодую и привлекательную любовницу.

Игорь Андреевич организовал Тане приличную квартиру в центре, обставив ее по последнему слову пошлости...

И как бы сильно не хотелось женщине обвинять всех мужчин в меркантильности, она САМА выстраивала годами именно такую модель поведения с ними - она дает им свое тело и возможность взаимодействовать с ним. А они дарят её деньги и другие бытовые вещи. Нет, не девушка с низкой социальной ответственностью, что вы. У неё всегда был только один "папочка", с которым спустя некоторое время она просто расходилась и искала другого. Считая это вполне нормальным и даже естественным процессом.

— Ваш ум, — сказал он, — находится в состоянии постоянного нервного бурления нечистот...

Она же красотка? Красота. А красота не должна работать, а только быть музой для мужчин, которые по своему развитию ближе к животному миру. А она выше всего этого. Ну или как-то так.

А потом она весьма удивилась тому, что выкинули ЕЕ. А не она поменяла очередного хахаля. И вот тут самый интересный поворот - после такого "несправедливого" отношения к себе она сразу решила стать феминисткой, и отстаивать права женщин, которых мужчины воспринимают лишь как игрушку для сексуального удовлетворения. Не чувствуете здесь некую иронию? Я вот чувствую. Но, наверное мне просто кажется.

Увы, душу в нашем веке уже не купят. Ее в лучшем случае возьмут в почасовую аренду.

И есть еще трети, теневой герой романа, который играет важную роль в книге. Именно он приходит к скучающему бизнесмену с предложением сделать его "счастливым". С помощью разработанного им способа, в котором есть несколько уровней погружения в проблемы прошлого, в зависимости от финансового кошелька очередного клиента. И много завязок на буддизм, да, Пелевин не был бы собой, если бы не ударился в постиронию над кажущейся всем остальным (кто никогда не изучал эту религию и философию в одном флаконе) миролюбивую проекцию существования человека и его места в этой и последующих жизнях.

Косметика в наше время бывает внешняя и внутренняя — первая продаётся в любом торговом центре, вторую нужно годами добывать самой: невозможно предугадать, что из услышанного и усвоенного пригодится, отразится, засверкает и ослепит.

Получилось неоднородно. Местами было смешно и увлекательно. А в других сценах было откровенно скучно и академически сухо, словно автор пишет не художественное произведение, а пересказывает мне лекцию с первых курсов религиоведения. Не без своих вставок, но они не спасали атмосферу от желания зевнуть и пролистнуть страницу дальше. Просто чтобы вернуться снова к персонажам, а не читать все это.

«Услаждение музыкой и пением», которого обязуются избегать монахи, является проблематичным, так как в современной культурной ситуации в музыке и пении крайне сложно найти упомянутую в классических текстах усладу.

Сюжет взаимосвязан, то есть есть пересечение героев в одной точке произведения, а потом параллельная история с ... очевидным в хорошем смысле этого слова финалом. Если пытаться говорить об книге с точки зрения идей, то здесь Пелевин намешал сразу несколько жанров, сделав немного акцент на каждом из них. Тут и упомянутый мной уже ранее феминизм, и буддийские мотивы, с помощью которых автор и пытается найти то самое счастье, и религиозные собрания ведьм, которые тут тоже будут.

Как автор все это свяжет воедино? Читайте, друзья. Просто читайте, и все поймете сами.

Но задумайтесь вот над чем – и при шторме, и при солнечной погоде рядом с вами всегда окажутся люди, для которых происходящее будет естественным и нормальным. Так уж устроен мир – при всем своем устрашающем идиотизме он выглядит вполне логично и осмысленно из любой своей точки. В нем полно противоречий и противоположностей, но все они в конце концов сходятся и оказываются одним и тем же. Чтобы понять это глубоко, очень полезно подолгу созерцать трупы на кладбище.

Касаемо слога автора, то я уже говорил об этом выше, но просто повторюсь - мне не нравится как пишет Пелевин. Я не считаю себя глупым человеком, и понимаю его иронию, сатиру или образы. Но просто я не люблю эти нагромождения, шутеечки или попытки следовать моде постмодернизма. Так что концептуально я с ним зачастую согласен. Но вот реализация меня каждый раз разочаровывает. Здесь я предпочту сохранить нейтралитет.

Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала: даже мечтать и горевать ей приходится закачанными в голову штампами, и по­другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка, и эти мысли — вовсе не ее собственные надежды, а просто грохочущий у нее в мозгу коммерческий товарняк.

Словно бы на самом деле думала и мечтала не она, а в пустом осеннем сквере горела на стене дома огромная панель, показывая равнодушным жирным воронам рекламу бюджетной косметики.

"Тайные виды на гору Фудзи" - история, которая не вызвала отторжения или вопросов в духе "что он хотел этим сказать". Но и утверждать, что роман мне понравился я не могу. А потому три балла из пяти.

 

Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!

__________________________

З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 13
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
12.05.2022
Пелевин писатель не моего уровня, чьи книги я понимаю концептуально, но не люблю в плане изложения.
В 90е, в мои пятнадцать и чуть старше он нравился больше. Но недолго 😂
Хотя может и стоит перечитать что-то из более современного у автора. Может я несправедлива к нему.
Вот эту книгу и попробуйте : ) Она новинка, прошло года 3-4, как вышла. Вполне актуальненько и свежо. Я и сам раз в несколько лет даю ему шанс, но каждый раз убеждаюсь, что это не мое. Хд.
Другие отзывы
Читать все отзывы 13
Смотрите также