Всем привет!)
В связи с тем, что добраться в Крым сейчас немного проблематично, так как воздушное пространство закрыто, а предусмотрительные туристы раскупили билеты на прямые поезда, приходится экспериментировать!
Например, покупать билет на поезд, который следует из Мурманска.
Да и там все места в вагон купе были раскуплены - только плацкарт приветливо улыбался, намекая на совместное путешествие.
Итак.
Поезд №293 Мурманск-Анапа, стала моим проводником на южный берег Анапы, откуда уже на машине мы уехали в Крым.
Как вы уже поняли, пришлось купить билет, стоимостью 5300 р. в плацкартный вагон.
Я ехала из Москвы, а данный поезд как раз останавливался там.
Место посадки - вокзал «Восточный», время стоянки - 15 минут.
Поезд «Мурманск-Анапа»прибыл без опозданий, четко соблюдая расписание.
Время в пути от Москвы до Анапы - 1 сутки, 7 часов.
Остановки и их длительность можно посмотреть на расписании, которое находится в начале вагона, рядом с проводником:
Я сразу поняла, что это поезд старого образца.
Без какого-то современного обустройства и прочих технологичных вещей.
Об этом расскажу подробно, но сначала немного о том, как встретил проводник и удобно ли подниматься в поезд пассажирам с тяжелым чемоданом.
Что я заметила сразу - проводники, в том числе и проводник нашего вагона - люди в возрасте, медленные, обстоятельные, умеренно вежливые, и не обременяющие себя чужими заботами.
После проверки паспорта можно проходить в вагон, и сделать это очень удобно, так как сейчас предусмотрены «раскладные лесенки», которые подходят как для любых по высоте станций, так и для любых чемоданов.
И вот он вагон-плацкарт!
Я много раз путешествовала на поезде и в основном это была Таврия, которая следовала из Крыма в Москву.
Посмотрите фото вагонов и всех мелочей и вы поймете:
Добро пожаловать в двухэтажный поезд Grand train Симферополь-Москва
Два раза путешествовала на поезде Таврия 092 Севастополь-Москва!
Также из Москвы я ехала до Краснодара на фирменном поезде Москва-Адлер.
Это вам не Таврия, но все же!
Все путешествия были исключительно в вагонах купе, и ото плацкарта я на подсознательном уровне ожидала примерно того же, только без свободного коридора и с многочисленными пассажирами.
Но нет!
Сам поезд и его обустройство, организация и уровень удобства для пассажиров был сразу заметен - и это уровень поездок в лагерь в подростковом возрасте.
Тогда еще не было кондиционеров - а сейчас есть и это пожалуй единственное отличие.
МИНУСЫ И НЕДОЧЕТЫ
Можно сказать общим словом - поезд довольно старый.
Но этого будет мало, чтобы оценить его по достоинству и знать, что во время путешествия может вызвать недовольство.
Когда я заходила в вагон №10, до моего места пройти необходимо было совсем чуть-чуть.
Верхняя полка - был мой принципиальный выбор, хотя в данном плацкарте было свободно место снизу.
Но я, зная, как хорошо и удобно наверху, где можно спрятаться ото всех и заниматься своими делами, никак не хотела «нижних мест».
А когда зашла в плацкарт - поняла, что здесь все выглядит по другому.
Посмотрите сами:
Здесь под второй полкой располагается «багажная полка», где лежат пледы и т.д.
Заметили, что мой чемодан там спрятан?
А это потому, что под нижней полкой он не поместился))
Да, большой, но почему-то во всех поездах, на которых я путешествовала раньше, он помещался..
Когда я поняла, что его туда не запихнуть, то спросила проводника: «Что в таком случае делать?»
Мне ответили довольно сухо: «Не знаю!»
На мой вопрос можно ли на время оставить чемодан у них, проводник сказал «нет» и пошел по своим делам.
Никаких намеков на то, что можно поднять чемодан наверх, не говоря уже о каком-то содействии со стороны проводника не было.
Я растерялась, мне помог мужчина, который ехал в нашем вагоне.
Вот вам и сервис, вот вам и понимание уровня взаимодействия проводника-пассажира.
Еще немного про сервис и то, что предусмотрено для счастливых пассажиров плацкартного вагона:
- постельное белье вам принесет проводник, когда отдохнет после остановки на которой вы сели (я садилась ночью и пришлось подождать)
- бонусом вы получите не запакованное, но вроде постиранное полотенце
- никакого питания конечно не включено
- как и туристических наборов «косметичка/расческа/паста/щетка и т.д.
- бутылочки с водой также можно будет только купить в «баре проводника», который в плацкартном вагоне выглядит так:
и стоит каждый «лот» немного дороже, чем на вокзале))
Зато, если вы попросите у проводника фирменный стакан рдж - то он положит в него еще и ложку!
А если захотите попить кофе/чай, то вот такое устройство обеспечит вас кипятком:
Сейчас с поездах уже давно стоят кулеры, где можно налить как холодную, так и горячую воду.
Не знаю стоит ли включать в раздел «сервис» тот факт, что в течение нашего путешествия проводник пару раз был замечен за мытьем полов))
Ну это же тоже сервис, правда?)
ПЛАЦКАРТНЫЙ ВАГОН И ЕГО МИНУСЫ
Начну с того, что теперь я знаю, что плацкарт это не всегда «весело, прикольно, интересно и почему бы, собственно, и нет?»
Много нюансов, которые мне уже не кажутся столь забавными, например то, что вокруг всегда кто-то шумит, ест, разговаривает, слушает что-то не надев наушники и т.д.
Запахи всех пассажиров плацкарта, во время «трапезы» смешиваются в один большой «ароматный бриз», который разносится по всему вагону.
Романтика плацкарта - это что-то со вкусом жареной курицы, пива и сигарет, дым от которых просачивается сквозь плохо закрывающийся тамбур.
Сейчас конечно это несколько иначе - курят только айкосы и то скромно, в туалете.
Но про смешение запахов еды, одежды, парфюма и т.д. я не преувеличила.
Еще один очен важный пункт - ваше путешествие будет зависит еще и от того, кто рядом с вами.
В купе можно закрыться или выйти и постоять в проходе у окна, а в плацкарте сделать так не получится, ведь «обитатели» боковых полок располагаются именно у окна через проход.
- Самые основные минусы нашего плацкарта:
- багажная полка сверху (на верхних полках не посидеть, очень низко расположен так называемый «потолок»)
- индивидуальное освещение не предусмотрено (никаких светильников для желающих почитать или поделать еще что-либо для чего может понадобиться свет, а в 10 часов вечера выключают общий свет и как бы не хотелось уже не почитать..это вызвало возмущение, я взяла с собой книгу и это мой способ заснуть - читать, тут как хотите, хотите фонарик, хотите жди рассвета, хотя и утром/днем на верхних полках также темновато, но я все равно читала)
- никаких полочек для вещей или косметических принадлежностей, кроме стандартной сеточки не предусмотрено:
- плечиков для одежды тоже - только скупые пару крючков
- подъем на верхние полки здесь осуществляется при помощи ступеньки сбоку, никаких раскладных лесенок, как в современных вагонах, не предусмотрено
- для тех кто мерзнет под кондиционером, а работает он исправно и очень хорошо, предусмотрено покрывало, которое даже сквозь простынь довольно неплохо колется
- нет wi-fi
- два туалета в плацкарте расположены в начале и конце вагона (они также сделаны на старый манер, туалетная бумага на середине путешествия закончилась и проводник, немного смущаясь, сказал, что теперь «радовать наши попки» будут бумажные полотенца, также жидкое мыло там выглядит довольно сомнительно), иногда в «час-пик» утром или вечером выстраивается небольшая очередь
- ну и вот такое мусорное отделение, которое сложно назвать экологичным или удобным:
Самое интересное, что плацкартные вагоны также отличаются по комфортности, вот например, есть новые, где визуально немного уютней..
Хотя при покупке билета и выборе места нигде об этом сказано..
- А что есть старый плацкартный вагон, а есть новый?
- Ну да.
Пусть он выглядит новей, но там также 3 полки и также нет лампочки или индивидуального освещения.
- Плюсы тоже надо перечислить!
- кондиционер работает хорошо, в вагоне комфортный температурный режим, умеренно прохладно, ночью даже иногда хотелось накрыться колючим одеялом))
- предусмотрены usb разъемы для зарядки телефонов и т.д., вроде бы плюс, а вроде и нет, так как сейчас все пользуются проводом lightning..
ВАГОН КУПЕ
Выглядит по старинным меркам «дорого-богато», уверена, что раньше именно такое оформление вагона-купе считалось классическим и представительным:
А сейчас это выглядит как вагон купе старого образца, деревянный и как будто лакированный.
Заметила интересный и нигде не предусмотренный раньше бонус..
Смотрите:
Вдоль прохода у каждого окна находится во такой сложенный «стульчик», на котором можно посидеть и посмотреть в окно))
Наедине с собой, как говорится))
Это удобно для того разговаривать по телефону, например, не отвлекая никого в купе.
И вот что еще предусмотрено:
Интересно, работает?)
Если вы не набрали с собой пол тонны жареного мяса, шашлыков, картошки, майонеза и прочей снеди, а доширак у проводника вам кажется не столь аппетитным, можно сделать так - купить что-то на станции, где останавливается поезд, или пойти в вагон-ресторан.
Мне повезло, до вагоне ресторана идти было недалеко, так что я довольно быстро попала в этот «трактир на колесах».
Следует отметить, что по дороге я опять-таки оценила «уровень комфорта» и современности:
тамбур в стиле 90-х:
Двери, которые в фирменных современных поездах уже давно работают так - при нажатии на кнопку, дверь открывается сама.
Тут как видим «олд скул».
А мы уже пришли!
Вагон-ресторан встречает нас вот так:
Дальше начинаются столики, на каждом из которых лежит меню.
Я не делала много фото, поэтому напишу так - простой вагон со столиками на небольшое количество мест, красные занавески и замученный официант - это вагон-ресторан.
Меню на удивление довольно неплохое - есть основные блюда, супы/гарниры/мысо/рыба/десерты/постное меню/завтраки/напитки/алкоголь.
Цены умеренные, можно поесть и не разориться))
Но я там так и не поела - в вагоне-ресторане очень душно!
Приходила днем на разведку - было жарко, душно и много людей, время обеда как никак.
Решила, что наведаюсь сюда еще раз, только вечером и тогда уже поем.
Вечером не было практически никого.
Несколько человек, кто-то сильно пьяный и уже собирающийся в свой вагон.
И также сильно душно.
Невозможно долго находится или есть!
Я сделала заказ и поняла, что находится здесь довольно сложно - душно так, что начинает болеть голова.
Отменила заказ и пошла в прохладный плацкарт так и не попробовав нормальной еды.
- Что можно сказать про мое путешествие в плацкартном вагоне?
Плацкарт - это романтика, это то, как было когда-то, думала я.
Не совсем так.
Совсем не так!
Романтика будет, если выглянуть в окно, а там:
п о д с о л н у х и!целое поле красавцев!
Но!
Плацкарт - это минимальный уровень комфорта, который возможен в поездах дальнего следования, и это заметно сразу при его посещении.
Даже в мелочах, деталях, не говоря уже о шуме, гаме, запахах еды и вечно пробегающих туда-сюда людей.
Я понимаю, что многого требовать от плацкарта нельзя.
Но ведь раз есть новые даже плацкартные вагоны! Это вопрос комфорта пассажиров!
Хотя бы чистота и минимальное внимание в мелочах.
Сейчас в основном в южные регионы идут новые поезда, в которых учитывается намного больше вещей для комфорта путешествующих больше суток[.
Плацкартный вагон - это конечно альтернатива дорогими билетами, но не стоит забывать про комфорт!