Опубликовано 8 Январь, 2024 - 09:14

  • Опыт использования:
    один раз

В последнее время я всё чаще вижу в современных фильмах различные вариации русских народных сказок. И это прекрасно! Хочется сказать: наконец-то. А ещё хочется добавить кое-какое пожелание: не мешало бы, чтобы и взрослый зритель был вовлечён. Сказки, конечно, это детская стихия, но можно же создавать и серьёзные фэнтезийные миры, и за основу этих миров брать русские народные сказки.

Исходя из кое-каких крайних моих просмотров, я вижу, что с фантазией у создателей фильмов – полный порядок. Могу даже сказать, что фантазия впечатляет. Взять, например, того же Емелю из «По щучьему велению» 2023, или полнометражный мультфильм «Яга и книга заклинаний», или даже фильм «Тайна амулета» 2022. Там фантазия такая, что просто диву даёшься. Вот только серьёзности маловато, от всех этих произведений веет детскостью. Нет, я, конечно, не против акцента на детскую аудиторию, но и о взрослых зрителях забывать не нужно. Я уверен, что очень многие зрители были бы совсем не против глубоких и серьёзных фэнтезийных драм или мелодрам.

Отдельной темой, которая меня удивляет в современных сказочных фильмах-мультфильмах – это совершенно разнообразные и вольные трактовки русских народных сказок. Я вижу, что варианты крайне разнообразны: от классической основы почти ничего не остаётся, и произведение получается разнообразным и необычным. «Баба Яга спасает мир» – тому пример. Мне такое исполнение по душе. Хотя я и встречал мнения, в которых зрители сетуют на подобный подход, называя это «винегретом» и «мешаниной».

Приём перемешивания персонажей из разных сказочных историй – это действительно очень своеобразно. Я встречал что-то подобное и в зарубежном кинематографе. Например, фэнтези «Ван Хельсинг» 2004 с Хью Джекманом и Кейт Бекинсейл. Этот фильм объединил персонажей из разных фантастических историй: доктора Джекила и мистера Хайда, Ван Хельсинга, человека-волка, Франкенштейна и графа Дракулу. Всё это хоть и было «жуткой мешаниной», но в итоге получилась серьёзная драматическая картина, которая сочла в себе и зрелище, и смысл, и готическую атмосферу, и мощный мотивационный посыл. Нашему же кинематографу нужно, само собой, создавать фильмы с героями своих сказок, со своей атмосферой, и далее – по списку.

В современных вариациях сказок из прошлого, от персонажей можно ожидать чего угодно. Например, я был сильно удивлён новым образом Кощея Бессмертного в полнометражном мультфильме «Кощей похититель невест». Мир вокруг меня, с самого детства, приучил видеть Кощея совершенно другим. И тут такой подарок, который буквально сломал шаблоны. И это приятно, чёрт возьми!

Хотя, в фильме «Баба Яга спасает мир» образ Кощея вновь вернулся в прежнее состояние, это не испортило восприятие: пока что, другого воплощения вселенского зла найти не всегда получается, но направление выбрано верное. Былые злодеи из русских сказок постепенно превращаются в положительных персонажей. На роль же абсолютного зла можно выбрать и кого-нибудь «этакого». В «Кощее похитителе невест», например, с ролью вселенского зла прекрасно справилась богиня смерти Мара.

Баба Яга же, уже довольно стабильно и настойчиво превращается в положительного персонажа. Её образ, в моём восприятии, уже давно переформатировался. А в данном фильме Яга вообще вступает ни много ни мало в роли спасительницы мира. И как-то больше не возникает желания воспринимать её как ходячего мертвеца-людоеда.

Итак, о чём фильм. Жизнь в обычном мире идёт своим привычным чередом: бабушки пекут внукам блины, и пытаются рассказывать сказки. Современные же внуки, уткнувшись в смартфоны, с недоверием относятся к сказаниям из прошлого, и пытаются всё проверить посредствам тех же смартфонов.

А что смартфон? Не будет же он, в самом деле, утверждать, что, например, Кощей Бессмертный – это реальный персонаж, который когда-то и в правду существовал, и даже существует.

И как быть? Совсем перестать «пудрить» внукам мозги всякими выдумками? Или всё-таки не выдумками? Или почти выдумками? Тут я вспоминаю слова товарища Дынина из фильма: «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» 1964.

Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка…

Да, и я был маленький, и бабушка у меня была, и сказки она мне рассказывала. Я даже их в детсаду другим детям пересказывал. И я думаю, что это послужило для меня неплохим развитием. Скорее всего, и благодаря этому тоже, я сейчас хоть что-то написать могу. Я, конечно, далеко не Пушкин, но я прекрасно понимаю его любовь к сказкам, и то, что эта любовь сформировалась в его раннем детстве, когда Арина Родионовна рассказывала сказки.

Само собой, я когда-то, лет сорок пять назад, по-настоящему верил, что и Кощей, и Баба Яга, и Леший, и Кикимора, Змей Горыныч – это реальные существа, которые и правду живут, только где-то нереально далеко: в тридевятом царстве. Само собой, постепенно, по ходу моего взросления, эти персонажи превратились в сказочных. Также постепенно, уже по ходу взрослого философствования пришло осознание, что зло может носить разные имена. И зло – это далеко не сказочный персонаж. Зло можно называть по-разному: Кощей, вампир, Дракула, чёрт, бес, сатана и т.д.

Имён у зла много. В противовес злу есть добро. Добро – это жизнь, любовь, свет в душе, сострадание, и ещё много всего светлого и хорошего. Добру и злу, в этом мире, суждено вести постоянную борьбу. И это не сказки. А как ребёнка научить правильному пониманию добра и зла? Ведь философствование – это ещё рано. А как лучше всего ребёнку донести: что такое хорошо, а что такое плохо? Лучше сказок, по-моему, ничего нет. Постепенно, у ребёнка произойдёт осознание, и сказочное зло, которое он видел конкретно, например, в Кощее, превратится во что-то более глобальное.

Вернусь к фильму. Сенька – главный герой фильма. Он совсем ещё мальчишка. Однажды, выйдя на улицу, Сенька замечает кое-что очень странное. Некий непонятный персонаж буквально то исчезает, то снова появляется, ведёт себя странно и вообще «не от мира сего». Далее, с Сеней вообще случается что-то необъяснимое (с рациональной точки зрения): он будто оказывается в другом мире. И вроде это мир как мир, но существа, его населяющие, напоминают что-то фантастическое.

Так как мы в сказке, то и относиться ко всему нужно соответственно. Иначе, тогда уж лучше смотреть только документальное кино, в котором, кстати, тоже могут порой показывать совершеннейшую фантастику. Сенька, конечно, кое-что дотумкал и узнал персонажей из русских народных сказок (бабушкины старания были не напрасны). Только вот он подумал, что перед ним артисты или блогеры. Собственно, это логично. А как же быть с законами физики, которые в «том мире» какие-то иные. Тут самое «рациональное» объяснение – это волшебство, хотя можно и начать фантазировать по поводу иных цивилизаций, которые существуют в параллельных мирах.

Насчет параллельных миров – объяснение очень даже подходит, и, собственно, показано в фильме: Баба Яга создала параллельную реальность, в которую и поместила сказочный лес. Ибо, как сказал (и весь фильм повторял) Леший:

Наш дом – лес.

События в фильме интересно развиваются. Мне было увлекательно смотреть, например, на то, как Баба Яга оказалась в современной Москве. Время в её мире течёт иначе, и она совершенно не ожидала увидеть такие изменения:

Деревни-то где? Деревни тут были!

Опять же, рациональность хочет выставить на первое место некую «отсталость» Яги. Дескать, бабка из древних сказок совсем уже в развитии застопорилась, и «мхом поросла». А если окажется так, что эта «бабка» – это отголосок или представитель каких-то иных цивилизаций, технологии которых вышли на какой-то запредельный (для землян) уровень? Люди называют эти технологии «волшебством», для них и придумано «нормальное» объяснение происхождения сверхъестественного – сказка.

В этом фильме не только Баба Яга будет не совсем в привычной роли. Отличится и Иван Царевич. С этим персонажем также неплохо получилось закрутить сюжет, и логически объяснить происходящее. Было бы вообще прекрасно, если бы он ещё и мечом владел мастерски. За такую нехилой продолжительности жизнь, он бы мог отточить свои навыки. То же самое и Кощея касается. Всё-таки боевые сцены, с использованием холодного оружия, должны быть смотрибельными, от них должно буквально захватывать дух у зрителей.

Понятно, что детских сказках к таким сценам нужно подходить аккуратно, но если уж главные антагонисты взялись на мечах биться, то нужно как-то соответствовать. Продолжительный китайский балет не обязательно устраивать, но что-то всё-таки придумать можно.

Кощей. История с отделением Кощея от его бессмертия, конечно, очень необычная. Я бы сказал, что работа идёт в правильном направлении. Для детской сказки, и вариант, показанный в фильме, пойдёт. Но если снимать что-то более серьёзное, то эту тему нужно тщательней прорабатывать. Кощей в этом фильме более-менее серьёзный персонаж, но всё равно, такой образ как-то больше на детей рассчитан.

То же самое и Бабой Ягой: в данном контексте всё прекрасно, но можно уровень и поднять. Именно такой фильм – да, в нём всё соответствует определённому уровню: Баба Яга немного комична, простовата, и даже кое-где карикатурна, то же самое касается и всех других персонажей. Это Баба Яга именно из детской сказки, и актриса выбрана соответствующая.

 

***

В общем, такой фильм мне очень понравился, каким бы простоватым и детским он не был. Всё-таки я в нём увидел полноценную и логичную историю с правильным посылом.

Я увидел не совсем обычную историю, и мне даже приятно осознавать то, что некоторые шаблоны продолжают рушиться. Скажи мне кто в детстве, что я в своём будущем увижу Бабу Ягу в роли спасительницы мира – я бы покрутил пальцем у виска. И вот – поди ж ты! Чудеса!

Отдельно хочется сказать об одном из главных посылов фильма, который я прямо-таки почувствовал. Это я об уважении к старшему поколению. Есть в фильме интереснейший персонаж Катька – девка домовой. Баба Яга так и сказала:

Вот дожили: девка-домовой.

Я такого тоже, что-то не припомню, чтобы где-то видел. И Катькино обращение к своему деду мне показалось прямо-таки ярчайшим украшением этого фильма. Катька называла своего деда – де́донька. Также и Сенька, он ради своей бабушки совершал мужественные поступки.

Самый же главный посыл этой сказки я увидел в том, что людская ненависть и злоба – это и есть Кощей. Пуская зло в своё сердце, люди сами делают Кощея бессмертным, а после от этого страдают.

Достоинства
  • Добрая
  • Добрая сказка с правильными ценностями
  • Любимые герои
  • Новая трактовка
  • Отсылка в русским сказкам
  • Поучительный
  • Сюжет с героями русских сказок
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 77
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 77
Смотрите также